«Цветы Мории»

Январь 17, 2017 в Книги, Культура, просмотров: 1317

(Махатма Мориа – один из «Вознесённых Владык», Учитель  Мудрости. По имеющимся данным, Учение Живой Этики (Агни Йога) возникло в процессе общения Николая и Елены Рерихов с его Личностью).

В начале ХХ века практически все ведущие журналы и газеты публиковали прозу Николая Константиновича Рериха, а вот его стихов в печати тех лет мы почти не встретим. Это не случайность. Статьи и очерки Рериха ярко публицистичны; поднимая в них проблему Культуры, вопросы высокого гражданственного звучания,  Рерих адресует их самому широкому кругу людей. Совсем иное – его стихи: они говорят о сокровенном – о жизни Духа – и не предназначаются для массового чтения. Понимание их требует от читателя серьёзной внутренней работы и определённой духовной высоты.

Впервые сборник стихов «Цветы Мории» вышел в свет в 1921-м году (в Берлине, в русском издательстве «Слово»). В него вошли произведения, написанные в период с 1911-го по 1921-й год. К тому времени стихи Рериха были уже хорошо известны и отмечены как особое явление в поэзии Серебряного века. Писатель Леонид Андреев назвал их «Северным сиянием», Горький дал им величественное определение – «Письмена». Рабиндранат Тагор увидел в этих стихах духовное сродство с Индией. В предисловии к сборнику говорилось: «Кроме особой литературной ценности, сюиты являются ключом к толкованию многих, получивших международное значение, живописных задач нашего мастера…»

Говоря о сборнике «Цветы Мории», Павел Беликов (исследователь жизни и творчества семьи Рерихов) указывает на две его особенности. Он называет стихотворные сюиты Рериха «ценнейшим документом духовной биографии» самого художника: «… за поэтическими образами и аллегориями скрываются автобиографические моменты, связанные с опытом осознания первоочередных задач эпохи и своей роли в их осуществлении».

И второе, отмечает Павел Фёдорович: «По существу книгу «Цветы Мории» следует рассматривать как своего рода введение к книгам серии Живой Этики. На это указывает само название книги, заключающее в себе Имя Учителя М., и некоторые другие существенные моменты».

Святослав Рерих писал: «… Стихотворения Николая Константиновича уже с самого начала содержали внутренний ключ к последующей его устремлённости» (из письма П.Ф. Беликову от 11 апреля 1963 г.)

… Преодолевая множество каждодневных забот и трудностей, Елена Ивановна и Николай Константинович чутко прислушивались к тем тонким проявлениям, которые уже вошли в их жизнь. Картины, литературные произведения, дневниковые записи свидетельствуют, что уже в начале 1910-х годов они стали воспринимать Знаки и Указания из Высокого Источника. Именно тогда для них впервые прозвучало Имя Учителя. И начались поиски путей к постоянному общению с Ним…

Стихи Рериха появлялись как предчувствие, предсказание, несущее в себе пророчество. Книгу «Цветы Мории» открывает трёхстишие «Заклятие», появившееся в 1911-м году. Именно этот год Николай Константинович в своих трудах отмечал как знаменательную веху, значимую не только для него, но и в самом широком, планетарном масштабе.

СВЯЩЕННЫЕ ЗНАКИ

Заклятие

I

Отец – огнь. Сын – огнь. Дух – огнь.

Три равны, три нераздельны.

Пламя и жар – сердце их.

Огнь – очи их.

Вихрь и пламя – уста их.

Пламя Божества – огнь.

Пламя лихих обожжёт.

Пламя лихих отвратит.

Лихих очистит.

Изогнёт стрелы демонов.

Яд змия да сойдёт на лихих!

Агламид – повелитель змия!

Артан, Арион, слышите вы!

Тигр, орёл, лев пустынного

Поля! От лихих берегите!

Змеем завейся, огнём спалися,

Сгинь, пропади,

Лихой.

II

Отец – Тихий, Сын – Тихий, Дух – Тихий.

Три равны, три нераздельны.

Синее море – сердце их.

Звёзды – очи их.

Ночная заря – уста их.

Глубина Божества – море,

Идут лихие по морю.

Не видят их стрелы демонов.

Рысь, волк, кречет,

Уберегите лихих!

Расстилайте дорогу!

Кийос, Киойзави.

Допустите

лихих.

III

Камень знай. Камень храни.

Огнь сокрой. Огнем зажгися.

Красным смелым.

Синим спокойным.

Зелёным мудрым.

Знай один. Камень храни.

Фу, Ло, Хо, Камень несите.

Воздайте сильным.

Отдайте верным.

Иенно Гуйо Дья, —

Прямо иди!

1911 г.

Священные знаки

Мы не знаем. Но они знают.

Камни знают. Даже знают

Деревья. И помнят.

Помнят, кто назвал горы

И реки. Кто сложил бывшие

города. Кто имя дал

незапамятным странам.

Неведомые нам слова.

Все они полны смысла.

Всё полно подвигов. Везде

Герои прошлого. «Знать» —

Сладкое слово. «Помнить» —

Страшное слово. Знать и

Помнить. Помнить и знать.

Значит – верить.

Летели воздушные корабли.

Лился жидкий огонь. Сверкала

Искра жизни и смерти.

Силою духа возносились

Каменные глыбы. Ковался

Чудесный клинок. Берегли

Письмена мудрые тайны.

И вновь явно всё. Всё ново.

Сказка-предание сделалось

Жизнью. И мы опять живём.

И опять изменимся. И опять

Прикоснёмся к земле.

Великое «сегодня» потускнеет

Завтра. Но выступят

Священные знаки. Тогда,

Когда нужно. Их не заметят.

Кто знает? Но они жизнь

Построят. Где же

Священные знаки?

1915 г.

Увидим

Мы идём искать священные

Знаки. Идём осмотрительно и

Молчаливо. Люди идут, смеются,

Зовут за собою. Другие спешат

В недовольстве. Иные нам

Угрожают. Хотят отнять

То, что имеем. Не знают

Прохожие, что мы вышли

Искать священные знаки. Но

Угрожающие пройдут. У них

так много дела. А мы

будем искать священные

знаки. Никто не знает, где

оставил хозяин знаки свои.

Вернее всего, они – на столбах

У дороги. Или в цветах.

Или в волнах реки.

Думаем, что их можно

Искать на облачных сводах.

При свете солнца, при свете

Луны. При свете смолы

И костра будем искать

Священные знаки. Мы долго

Идём, пристально смотрим.

Многие люди мимо прошли.

Право, кажется нам, они

Знают приказ: найти

Священные знаки. Становится

Темно. Трудно путь

Усмотреть. Непонятны места.

Где они могут быть –

Священные знаки? Сегодня

Мы их, пожалуй, уже не

Найдём. Но завтра будет

Светло. Я знаю – мы их

Увидим.

1915 г.


Добавить комментарий