30 сентября — Всеукраинский День библиотек

Сентябрь 30, 2024 в Книги, Культура, просмотров: 5

Друзья, сегодня — Всеукраинский День библиотек, и мы от всего сердца поздравляем библиотечных работников и читателей всех возрастов с нашим общим праздником!

Когда же ещё, как ни в этот день, вспомнить людей, которые были символом культуры, творческой мощи своего времени, настоящими «живыми легендами» и — библиотекарями! Библиотечная профессия необычайно богата именами учёных, писателей, политических деятелей, судьбы которых были переплетены с библиотечными учреждениями. Вероятно, существуют особые моменты, стадии в развитии библиотек (и стадии эти повторяются в разные эпохи), когда жизнь этих учреждений требует поддержки и внимания со стороны мощных фигур, связанных со Словом и Книгой.

Профессия библиотекаря появилась с возникновением первых книгохранилищ. В них не всегда работали профессионалы: в былые времена должность библиотекаря занимали философы, историки, поэты. На приглашение стать хранителем библиотеки нередко откликались выдающиеся деятели науки, первооткрыватели. К примеру, в XIX веке стать Почётным библиотекарем — существовало такое звание! — было даже труднее, чем академиком!

Посмотрим через века на самые яркие личности известных библиотекарей и основателей библиотек!

Царь Ассурбанипал (668 — 335 гг. до н.э.)

Ассурбанипал — последний крупный ассирийский царь, создатель одной из библиотек древности. По его повелению, писцы снимали копии с глиняных «книг», хранившихся в храмах Вавилона, в других центрах древней культуры Междуречья (которые, в свою очередь, собирали их в течение столетий). Копии сверялись, на них непременно ставился специальный штамп: «Согласно древнему подлиннику списано и сверено». Если текст был неразборчив, писали: «Стёрто»«Не знаю». Таблички свозились во дворец — и, таким образом, была собрана огромная библиотека, насчитывающая несколько десятков тысяч единиц хранения (до наших дней дошло около 30-ти тысяч табличек). Некоторые «книги» состояли из нескольких «листов» — табличек одинакового размера. На каждой стоял порядковый номер, записано было и название «книги», которым служили начальные слова первой таблички.

«Книги» в библиотеке Ассурбанипала собирались по отраслям знаний; чтобы найти нужную, обращались к каталогам, где указывалось название «книги», число строк на табличках и, наконец, комната и полка, на которой она сберегалась. Таблички одной «книги» находились в отдельном деревянном ящике. Кроме того, уже тогда догадались ставить на каждый экземпляр библиотечный штамп: «Дворец Ассурбанипала, царя Вселенной, царя Ассирии». С писем Ассурбанипала также снимали копии, на них записывалось имя гонца, которому было доверено доставить послание. Хранились в библиотеке и печати-штампы, одним нажимом которых воспроизводилась целая «страница». С особой тщательностью Ассурбанипал собирал в своей библиотеке медицинские «книги», записанные заклинания от болезней, описания лекарственных трав, некоторые виды которых применяют и сейчас.

Лао Цзы (VI — V вв. до н.э.)

Наиболее известный вариант биографии Лао Цзы сообщает, что большую часть своей жизни Мудрый Старец служил хранителем царской библиотеки государства Чжоу.

Эратосфен (III в. до н.э.)

Эратосфен из Кирены, ученик Каллимаха (создателя «Таблиц тех, кто прославился во всех областях знания, и того, что они написали, в 120 книгах») 40 лет руководил Александрийской библиотекой. В 235 году до нашей эры Эратосфен возглавил библиотеку, сменив на этом посту поэта Аполлония Родосского. Стремясь быть полезным читателям библиотеки, которые интересовались географией, Эратосфен изучил эту науку настолько, что стал знаменитым географом и написал труд «Землеописание». Эратосфен использовал в своих трудах записки путешественников, много цитировал из книг, хранящихся в фонде. В Александрийской библиотеке было и большое собрание географических карт. Эратосфен изучил их, обозначил ошибки и составил первую карту мира с учётом шарообразной формы Земли. Он также был и выдающимся историком: именно он составил календарь, известный сейчас как «юлианский» — в честь императора Юлия Цезаря. Занимаясь хронологией, Эратосфен предложил собственную датировку Троянской войны (1184 г. до н.э.). Он также обладал недюжинным талантом в математике, астрономии, поэзии, философии.

... Жизнь и блистательная карьера его закончились трагически: с годами он утратил зрение, был лишён всех своих должностей, впал в депрессию и отказался принимать пищу и питьё.

Зенодот Эфесский (325 — 260 гг. до н.э.)

Это знаменитый древнегреческий филолог-грамматик, эпический поэт, комментатор Гомера, основатель текстологического анализа — и первый руководитель Александрийской библиотеки. Известия о его жизни и трудах весьма кратки. Будучи учеником поэта и грамматика Филита Косского, он получил приглашение египетского правителя Птолемея Первого приехать в Александрию, чтобы работать библиотекарем и обучать наследника престола. Так Зенодот возглавил Александрийскую библиотеку, где проявились его выдающиеся филологические способности. В его обязанности входили оценка качества поступающих в библиотеку рукописей, определение их подлинности и исправление ошибок в них. Важнейшим изобретением Зенодота был знак обелюс — в виде простой черты или черты с добавлением точек по одной сверху и снизу. Знак помещался на полях рукописи напротив строки, которую филолог считал сомнительной. Предполагается, что именно Зенодоту принадлежит разделение «Илиады» и «Одиссеи» на 24 книги (которые зачастую неточно называют песнями).

Каллимах (310 — 240 гг. до н.э.)

Поэт и учёный, он юношей приехал в Александрию, был учителем, входил в местный кружок поэтов. Обратил на себя внимание правителя Птолемея Второго, был приглашён ко двору и назначен на один из высоких постов в Александрийской библиотеке, где проработал более 20-ти лет. Пользуясь библиотечными материалами, Каллимах написал около 800-т научных сочинений по истории, грамматике, создал знаменитые «Таблицы тех, кто прославился во всех областях знания, и того, что они написали». Кроме того, Каллимах составил «Указатель авторов драматических произведений», где отмечалась дата постановки первого произведения и сведения о том, какие из трудов дошли до нынешнего времени.

Гипатия Александрийская, дочь Теона из Александрии (360 — 415 гг. н.э.)

Гипатия работала вместе с отцом в Александрийской библиотеке, будучи философом-неоплатоником, математиком, астрономом и механиком. Схоларх (глава) неоплатонической школы в Александрии, преподаватель астрономии и философии. Древние источники свидетельствуют о том, что Гипатия была широко известна и уважаема как язычниками, так и христианами, что она оказывала огромное влияние на политическую элиту Александрии. Популярность и научный авторитет Гипатии были столь велики, что со всех концов огромной Римской империи, из дальних стран Малой Азии и всего Средиземноморья люди отправлялись в Александрию, чтобы встретиться с Гипатией, услышать её суждения, принять участие в учёных дискуссиях, поработать с ней в прославленной библиотеке.

После первого разгрома и поджога Александрийской библиотеки, Гипатия, пользуясь уцелевшими, спасёнными из огня экземплярами рукописей Диофанта, Аполлония Пергского и других великих мыслителей древности, писала комментарии к их сочинениям — по листку, по странице восстанавливая эти бесценные творения человеческого гения. Так мог поступать лишь человек, безгранично веривший в торжество разума, убеждённый в необходимости сохранить для будущих поколений золотые зёрна истины. Именно в это время наиболее активно развернулась научная деятельность Гипатии, возросли её слава и авторитет. К сожалению, история не сохранила для нас ни единой строки из её научных сочинений, так как после смерти Гипатии Александрийская библиотека была вновь сожжена и уже окончательно уничтожена (при завоевании Египта арабами). Но само дело жизни Гипатии, её преданное служение Слову и Книге живут в веках!

Князь Ярослав Мудрый (978 — 1054 гг.)

Киевский князь Ярослав, сын Владимира Красное Солнышко, известен своей широкой просветительской деятельностью, в том числе — организацией первой на Руси государственной библиотеки. В 1037 году в «Повести временных лет» впервые приведено упоминание об этом крупном собрании документов: «Ярослав же любим бо книгам, и многы списав положи в церкви святой Софьи, юже созда сам»Предполагается, что в фондах библиотеки Ярослава Мудрого содержались евангельские и апостольские источники: поучения, пророческие беседы, жития святых, а также хроники, исторические повести, естественнонаучные сочинения. Знаменитое «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, которое он читал в торжественной обстановке перед князем Ярославом и его семьёй, несомненно, также содержалось в библиотеке. Кроме того, о наполнении библиотеки можно судить и по перечню так называемых «истинных» и «ложных» книг. Вероятнее всего, что все 90 запрещённых тогда книг, действительно, имели хождение на Руси во второй половине XI века, а «истинные» — входили в княжеское книжное собрание. Что с ним стало в дальнейшем, доподлинно неизвестно, но нет и никаких точных свидетельств об уничтожении библиотеки. К сожалению, ни одной книги из фондов, хранившихся в Софийском соборе при Ярославе Мудром, пока не обнаружено.

Ефросиния Полоцкая (1102 — 1173)

Ефросиния Полоцкая считается первой женщиной-библиотекарем на Руси, работавшей в библиотеке, основанной Ярославом Мудрым при Софийском соборе. С позволения полоцкого епископа Ильи, юная княжна поселилась в церкви Святой Софии в боковой комнатке — «голубнице», то есть в чердачной пристройке, где имелось помещение для хранения книг. Свободное от молитвы время она проводила в переписывании рукописей. Часть переписанных ею книг продавалась богатым церквам и монастырям, а вырученные деньги, по просьбе Ефросинии, раздавали нуждающимся. Для бедных церквей она делала списки Евангелия безвозмездно. Известно, что Ефросиния писала стихи, переводила с греческого языка и с латыни, создавала молитвенные тексты, пополняла Полоцкую летопись. Княжна мечтала о том, чтобы перепиской книг в Полоцке занимались не единицы, а десятки и даже сотни грамотных людей... Мечта воплотилась после основания ею двух церквей — Св. Спаса и Пресвятой Богородицы. При церкви Св. Спаса Ефросиния основала женский монастырь, а при церкви Пресвятой Богородицы — мужской. В созданных ею монастырях были организованы школы, где обучались и сёстры Ефросинии — Гордислава и Звенислава, которым после пострига в монахини дали имена Евдокии и Евпраксии. При монастырях действовали скриптории — мастерские по переписке книг, в которых существовала специализация: один мастер делал цветные инициалы и заголовки, другой рисовал миниатюры, третий занимался переплётами томов. В основанных Ефросинией Полоцкой монастырях созданы замечательные памятники книжного искусства — например, Погодинское Евангелие XI века.

Среди других выдающихся личностей, так или иначе связанных с библиотечными учреждениями, — Ричард де Бери, Федериго да Монтефельтро, Максим Грек, Клеман Клод, Нодэ Габриэль, Антонио Мальябекки, Готфрид Вильгельм Лейбниц, Иоганн-Даниил Шумахер, Давид Юм, Дени Дидро, Иммануил Кант, Джакомо Джироламо Казанова, Готхольд Эфраим Лессинг, Джозеф Пристли, Иоганн Вольфганг фон Гёте.

Источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%8F

https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%96%D0%B1%D0%BB%D1%96%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0_%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0_%D0%9C%D1%83%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%BE


Добавить комментарий