1 октября – Всеукраинский День Учителя: «… Знание передаётся от учителя к ученику, а от ученика, ставшего учителем, к его ученику и так до бесконечности!..»
Сентябрь 25, 2023 в Культура, просмотров: 470
Тема связи «Учитель — ученик» как система познания многосторонне раскрывается в свете уникальных учительских традиций, существовавших среди членов удивительной семьи Рерихов и бережно сохраняемых их последователями.
Педагогическая деятельность Николая Константиновича Рериха богата и разнообразна. В 1906 году он был назначен директором Рисовальной Школы Императорского Общества Поощрения художеств. Работая в стенах этой Школы, Рерих-педагог главное назначение художественного образования видел в том, «чтобы учащимся открыть возможно широкие горизонты и привить им взгляд на искусство как на нечто почти неограниченное».
Художник Аркадий Рылов, которого пригласили к сотрудничеству в этой Школе, писал о талантливой реформаторской деятельности директора Н.К. Рериха: «С Рерихом было приятно работать: всё делалось по-товарищески, главное — чувствовалась живая струя свежего воздуха. Школа не стояла на месте, каждый год открывались новые классы или новые художественно-промышленные мастерские, увеличивался состав преподавателей приглашением выдающихся художников».
Девизом прогрессивной для того времени Рисовальной Школы стали слова Николая Константиновича: «Главное понимание всех отраслей художественного производства может окрепнуть лишь в сознании том, что искусство едино; в сознании, что искусство повседневных предметов делается значительным лишь в органической связи с лучшим и высшим творчеством».
Даже когда в 1916 году Н.К. Рерих вынужден был уехать из Петрограда в Финляндию, он не оставлял забот о «любимом деле», о чём свидетельствует его проект создания «Свободной Академии», в основе которой лежала идея государственной важности эстетического воспитания народа. 12 ноября 1917 года он писал в Петроград: «Я прослужил искусству 25 лет, по мере сил... подготовлял путь для молодых; буду счастлив, если мой опыт послужит на пользу будущим деятелям искусства».
Столь высокая миссия учителя была уделом людей избранных, талантливых, оригинально мыслящих и неординарно действующих. Такие люди, как Н.К. Рерих и члены его семьи, доказывают своим примером, что настоящий учитель и истинные ученики формируют собственный мир, собственную вселенную, единую систему познания, а их общее мировоззрение закладывается в детстве, пережитом учителями и переживаемом учениками.
Вот как сам Николай Константинович делится своими взглядами о первых учителях: «Однажды в Финляндии я сидел на берегу Ладожского озера с крестьянским мальчиком. Человек среднего возраста прошёл мимо нас, и мой маленький компаньон встал и с великой почтительностью снял свою шапку. Я спросил его после: „Кто был этот мужчина?“. И с особой серьёзностью мальчик ответил: „Это учитель“. Я снова спросил: „Он твой учитель?“ — „Нет, — ответил мальчик, — он учитель из соседней школы“. — „Ты знаешь его лично?“ — настаивал я. „Нет“, — ответил он с удивлением... „Тогда почему ты приветствовал его так почтительно?“. Ещё более серьёзно мой маленький компаньон ответил: „Потому, что он — учитель“».
Этот небольшой сюжет из очерка «Гуру — Учитель», пожалуй, наиболее точно выражает отношение Н.К. Рериха к Учителям, сыгравшим в его жизни огромную роль.
Николаю Константиновичу посчастливилось учиться в одном из лучших учебных заведений былого Санкт-Петербурга — гимназии Карла Мая. Его первые учителя были образцом высоконравственного отношения к делу. Своим примером они помогали юному Рериху формировать те высочайшие качества, которым Мастер был верен всю жизнь. Это — глубокое осознание личной ответственности за всё, что ему приходилось делать, а также личного долга, который возлагался на него жизнью.
Вот что Н.К. Рерих пишет о своих учителях: «Сами мы, вспоминая школьные и университетские годы, особенно приветливо оборачиваемся к тем учителям, которые преподавали ясно и просто. Безразлично от самого предмета, будет ли это высшая математика, или философия, или история, или география — решительно всё могло находить у даровитых преподавателей ясные формы».
Огромное влияние на нравственное и творческое развитие молодого Рериха оказал Архип Иванович Куинджи, у которого он учился в Академии художеств. «Я вспоминаю, — писал Н.К. Рерих, — в самых возвышенных словах о моём учителе, профессоре Куинджи, знаменитом художнике. История его жизни могла бы заполнить самые вдохновенные страницы биографии для молодого поколения. Он был простым пастушком в Крыму. Только последовательным, страстным стремлением к искусству он был способен победить все препятствия и, наконец, стать не только уважаемым художником и человеком великих возможностей, но также настоящим Гуру для своих учеников в его высоком индусском понятии».
«Куинджи был большим учителем, — пишет Елена Ивановна Рерих, — но лишь оценивший его ученик Н.К. стал сам велик».
Стоит ли говорить о том, что всю свою жизнь Николай Константинович оставался преданным и признательным учеником и взыскательным, но справедливым Учителем. Уже будучи человеком-проводником, за которым шли сотни единомышленников, Н.К. Рерих не переставал восторгаться искренними и доверительными взаимоотношениями индийских учителей и их последователей: «Много лет спустя в Индии я видел таких Гуру и видел преданных учеников, которые без какой-либо подобострастности восторженно почитали своих Гуру, с той чуткостью, которая так характерна для Индии.
Я услышал восхитительную историю о маленьком индусе, который нашёл своего учителя. Его спросили: „Может ли Солнце потемнеть для тебя, если ты его увидишь без Учителя?“
Мальчик улыбнулся: „Солнце должно оставаться Солнцем, но в присутствии Учителя двенадцать Солнц будут светить для меня!“».
Учительский талант Н.К. Рериха и Е.И. Рерих проявился в воспитании их сыновей — Юрия и Святослава, чья жизнь стала образцом служения науке и искусству, и чьи академические и художественные достижения по праву вошли в золотой фонд мировой культуры. Всё то, что было присуще самим родителям — высокая образованность и культура, почитание добра и красоты, высочайшая нравственность — стало неотъемлемой чертой их сыновей, которые в свою очередь оказали сильнейшее воздействие на творческое и нравственное формирование целого ряда творцов со всего мира. Именно в семье Рерихов мы находим ту необыкновенную духовную сплочённость и единство, которые превращаются в плодотворный источник благого воздействия на всех, кто ищет истину, а именно это является путём и системой познания.
Самое же главное, что объединяет членов семьи Рерихов, — высокая общечеловеческая мораль и широкие человеческие добродетели. Наличие этих качеств у Юрия Николаевича и Святослава Николаевича — целиком и полностью заслуга их родителей.
Именно в такой системе познания проявляется традиция нравственного и содержательного наследия, известная в Индии как гурупарампара — «учительская традиция», благодаря которой высшее знание передаётся от учителя к ученику, а от ученика, ставшего учителем, к его ученику и так до бесконечности... Дело Рерихов продолжает оставаться духовным магнитом, притягивающим людей талантливых, ищущих и обретающих, людей, для которых законы Красоты и Духовности стали правилом жизни. Именно такие люди ощущают жизненную потребность в духовном общении, в единотворчестве, в сотрудничестве. Это именно то, что Николай Константинович называл содружеством: «Содружество — какое милое и сердечное слово! В нём есть и от взаимопонимания, и от взаимоуважения, и от сотрудничества. Значит, именно в нём, в слове — содружество! — заключается самонужнейшее. Не может жить содружество, если люди, сошедшиеся в нём, не знают, что такое взаимная помощь, не понимают, что есть самоусовершенствование».
Как известно, в Индии семье Рерихов посчастливилось встретиться с Махатмами — Великими Учителями человечества. Об этом Н.К. Рерих написал в своём очерке «Гуру — Учитель»: «Я счастлив говорить с Учителями. Все вы знаете лучше, чем кто-либо другой, внутреннее значение священной концепции Гуру и Учителя. Если мы все знаем, могут спросить тогда, зачем говорить об этом? Но мы также знаем силу молитвы; мы знаем значение заклинания, мы знаем чары песнопений; тогда давайте узнаем, что означает Гуру, в чём заключается значение Учителя жизни, и даже в лучшие моменты нашей жизни мы повторим это высокое понятие. Потому что, повторяя это, мы укрепляем пространство лучшими камнями будущего.
Эволюция, молодое поколение, будущие герои страны, будущие мученики мудрости и красоты, мы знаем нашу ответственность перед вами! С каждым утверждением Красоты и высоты мы создаём качество будущей жизни. Можно ли создать эту будущую жизнь и счастье для грядущих поколений без радости и восторга? Откуда приходит это пламя восторга, непрерывного творческого экстаза? Конечно, оно идёт от цветов полей Красоты. Если мы уберём из жизни все выражения Красоты, мы полностью изменим историю человечества».
Процесс расширения сознания тесно связан с одним из важнейших положений системы познания Живой Этики: «Учитель — ученик». В методологии Живой Этики он расширен до универсальных масштабов, как космический принцип обучения и познания в процессе эволюции, без которого невозможно какое-либо продвижение человечества.
Иными словами, взаимоотношения «Учитель — ученик» столь же основополагающи, как мир, как само человечество. И если в древности Учитель выступал в качестве мифологического культурного героя, то в современной теории познания он представлен как один из космических Иерархов, влияющих на эволюционные процессы.
Сохранение парадигм этих взаимоотношений — залог будущего всего человечества.
По материалам статьи Александра Федотова, доктора филологических наук, профессора Софийского университета им. Святого Климента Охридского, София , Болгария
Источники: