К 141-летию со дня рождения Е.И. Рерих
Февраль 12, 2020 в Книги, Культура, просмотров: 747
… Кажется, они с Николаем Константиновичем пришли с необыкновенной, какой-то жреческой миссией. Пройти путь праведный и благородный вместе — от самой первой встречи и до последнего удара сердца, путь вечного поиска Истины. Чтобы доказать, что любовь является единственно важным озарением души и что она… возможна. Жгучая жажда жизни наделила их и редкой счастливой любовью. Они сумели пронести огонь этого океанического чувства, не только не растеряв углей за сорок шесть лет совместной жизни, но и превратив этот огонь в исполинское горнило чувств, в излучающий неимоверное тепло костёр, не затухающий под порывами ветров и бегом неумолимого времени. Про них твердили, что они были допущены к какой-то неуловимой тайне, надёжно скрытой неведомыми силами от непосвящённых и недостойных. Он был вечным Искателем, она — его неизменной Ладой, самоотверженной, направляющей духовной опорой, неутомимым ангелом-хранителем, данным свыше, чтобы с отвагой отметать любые сомнения.
… В течение всего шествия по жизни они демонстрировали способность изменяться, духовно расти. Всё происходит постепенно, и даже избавление от дурных привычек, свойственных людям в период взросления и формирования, случается под влиянием осознанной борьбы с собой. К примеру, отказ Николая Рериха от охоты как способа убийства неспособных защититься животных произошёл вследствие глубокой трансформации сознания, сложных мыслительных процессов, в которых неизменно присутствовала незримая тень женщины-путеводительницы, его жены.
… Презрев милости властей, уют налаженного быта, прелести цивилизации, они ринулись выполнять их таинственную миссию. Они неизменно стремились к ощущению собственной исключительности, неординарности, самобытности — только так можно было прикоснуться к Вечности. Ведь не случайно ещё молодым, гостя в Париже, Николай Константинович Рерих написал в своём дневнике: «Лучше пройти каким угодно подземным ущельем и вынырнуть полезным и здоровым источником, нежели литься широким руслом и служить для поливки улиц». И он своей жизнью продемонстрировал, что «служить для поливки улиц» — не его удел. И хотя одни обвиняли Николая Рериха в сотрудничестве с коммунистическим режимом, другие упрекали в недостаточной художественности и несовершенстве его живописи, жизнь этого человека находилась под защитой двух величайших и прочнейших в мире щитов: Любви и созидательного труда, направленного на совершенствование себя и всего сущего. Елена же в этой самозабвенной борьбе оказалась самым надёжным источником пополнения жизненных сил, вечного и неустанного ободрения, направления на путь великой миссии.
Они прошли по жизни рука об руку, счастливые, преисполненные творческим духом, осознающие высокую ценность их исканий для потомков.
… Немаловажными являются многочисленные свидетельства о глубокой вере Николая Рериха в сверхъестественные способности его жены и о готовности принимать её советы как прямое руководство к действию. Николай Константинович, человек с выдающимися аналитическими способностями, признавал космический масштаб возможностей своей спутницы, её более глубокое и в то же время более объёмное видение мироздания. Это придаёт семье Рерихов некое сходство с альпинистами, которые уверенно проходят по краю опасного обрыва, или с сапёрами, которые сумели покинуть минное поле невредимыми. Порой трудно не поддаться впечатлению, что эта одухотворённая женщина сыграла роль мистического ангела-хранителя и провела свою семью по жизни верной и безопасной дорогой… Но разве не были эти «высшие знания» результатом длительной и напряжённой работы двух объединившихся разумов с врождённой способностью прозревать суть своего пребывания в этом мире?..
(В.В. Бадрак)
«Сорок лет — немалый срок. В таком дальнем плавании могут быть извне встречены многие бури и грозы. Дружно проходили мы всякие препоны. И препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои: «Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице». Каждое из этих понятий было испытано в огнях жизни. И в Питере, и в Скандинавии, и в Англии, и в Америке, и по всей Азии мы трудились, учились, расширяли сознание. Творили вместе, и недаром давно сказано, что произведения должны бы носить два имени — женское и мужское.
Как всегда, остаются не записанными лучшие переживания. Может быть, и слов для них недостаточно. Нигде не записаны труды и познавания моей Лады. Уже не говорю о философских достижениях. Кое-что из них вошло в письма к друзьям и было напечатано (под пятью псевдонимами. Можно ли при жизни открывать их?). Мало сказано о конной экспедиции по Тибету и Монголии. Много ли из женщин на коне преодолевали горы, реки, пустыни?
Нигде не сказано о даре прозрения. А ведь все мы свидетели, как до русских потрясений были указаны грядущие события. В 1927 году в Тибете были сказаны события в Испании. В 1929 году были подробно указаны бедствия великих армий под Дюнкерком. И с какими показательными подробностями прозрены события! А Финляндия, Англия, резня в Хотане, вступление русских войск в Польское полесье, прохождение войсками Ирана, но тогда знали его как Персию. Были предуказаны намерения Японии и судьбы Китая.
Много чего. Люди получали предупреждения и, как обычно, не обращали на них внимания. Однако за годы прозревались события. Как всегда, определились они не календарными сроками, а сопутствующими жизненными знаками. Всё это не записано. А ведь кто-то пожалеет, что так многое замечательное не было запечатлено. Из учёных Бехтерев прислушивался внимательно, а затем несколько врачей и исследователей проходили мимо равнодушно.
Сейчас война изуродовала всю жизнь. Прервалась переписка. Неизвестна судьба многих друзей. Книги и архивы, может быть, уничтожены. Общества пресечены. Мысль человеческая — в оковах. Утеснители Культуры кричат о её спасении. Знание подавлено. Гуманизм забыт. Искусство забито. Армагеддон! Родная Лада — сегодня сорок лет нашего дружного пути!»
Н.К. Рерих
10 ноября 1941 г.
Источники: