К 115-летию со дня рождения Льва Кассиля: «Кондуит и Швамбрания»

Июль 27, 2020 в Книги, Культура, просмотров: 31

«Кондуит и Швамбрания» — это знаменитая автобиографическая «повесть о необычайных приключениях двух рыцарей, в поисках справедливости открывших на материке Большого Зуба Великое Государство Швамбранское, с описанием удивительных событий, происшедших на блуждающих островах, а также о многом ином, изложенном бывшим швамбранским адмиралом Арделяром Кейсом, ныне живущим под именем Льва Кассиля, с приложением множества тайных документов, мореходных карт, государственного герба и собственного флага».

Повесть была написана выдающимся советским писателем Львом Абрамовичем Кассилем в 1928-1931 годах, несколько раз перерабатывалась и издавалась в новой редакции. По содержанию, двое мальчишек из докторской семьи, проживающей в городке Покровске, — Лёля и Оська (их прототипами стали, соответственно, сам Лев Кассиль и его брат Иосиф) — придумывают воображаемую страну Швамбранию. Эта страна находится где-то в «акеане» и по размерам сравнима с Австралией. Будучи землёй «сладчайшего благополучия и пышного совершенства, где герои вознаграждены, а негодяи уничтожены с самого начала», Швамбрания — истинный рай для любителей приключений, отважных мореходов и исследователей. Там течёт вытянувшаяся струной речка Хальма, процветает столица Швамбраэна, шумят города Аргонск и Драндзонск, виднеются вдали Кудыкины горы... Сказочная Швамбрания воплощает все детские фантазии, навеянные книгами Густава Беньямина Шваба, Жюля Верна и Фенимора Купера (а также — реальностью Российской империи начала XX века). Дети дают своим героям имена, происходящие из названий лекарств, карманных морских справочников, кулинарных блюд и разных торговых марок (например, Бренабор, Беф Строганов, Уродонал Шателена). Это порождает множество смешных ситуаций. Например, в качестве вице-адмирала швамбранской эскадры маленький Оська берёт себе имя Сатанатам. Происхождение странного имени — оперное!.. Дело в том, что к матери Оськи и Лёли ходил заниматься музыкой один провизор, исполнявший басом арию Мефистофеля: «Сатана там правит бал...». Слишком надавливая голосом на отдельные слоги, он в результате выдавал: «Сатанатам...» Оська потом честно интересовался: «А кто такой Сатанатам?.. Дирижёр?..» А одну из знаменитых красавиц Швамбрании мальчишки назвали прекрасным именем Каскара Саграда. Как нечаянно выяснилось, в честь пилюль от запора!..

С поступлением Лёли в гимназию «швамбраны» сталкиваются с суровой реальностью. В гимназии строгие нравы, за малейшее нарушение учеников наказывают, а имя провинившегося вписывают в страшную книгу — Кондуит. Этот самый Кондуит хранится в кабинете директора под семью замками и висит над головой учащихся подобно Дамоклову мечу. Однако и здесь Лёля находит хороших друзей, среди которых — Стёпка по прозвищу Атлантида, такой же мечтатель, как и он сам.

Революция 1917 года переворачивает маленький мирок Покровска и колеблет «пышное совершенство» иллюзорной Швамбрании. Отныне дети учатся в единой трудовой школе (ЕТШ), куда переходят и девочки из женской гимназии, и ученики из Высшего Начального Училища — ВНУ, искони прозываемые «внучками». Постепенно образуется дружный коллектив, объединённый общими интересами и целями. В то же время некоторые старые гимназисты под предводительством хулигана Биндюга охотятся на «внучков» и всех, кто им симпатизирует. Новый конфликт вспыхивает, когда учителем истории становится анархист Кириков, который, фактически, ничему не учит детей, занимаясь лишь сомнительной пропагандой; когда же «добренького» учителя увольняют, на его защиту встаёт всё тот же Биндюг с его шайкой. С течением времени Стёпка Атлантида занимает позицию лидера учеников с прогрессивными взглядами, сформированными новыми веяниями. Бывший «швамбран» Лёля, долго прятавшийся в мире своей фантазии, склоняется на его сторону.

В самой Швамбрании зеркально отражаются события реальности: вымышленный персонаж — адмирал Арделяр Кейс совершает революцию, свергая тиранию царя Бренабора Четвёртого. Швамбрания (вслед за Россией) становится свободной республикой.

Война, голод и разруха заставляют детей взрослеть быстрее. Лёля понемногу помогает комиссару Чубарькову налаживать новую жизнь в Покровске. Для игр в Швамбранию остаётся все меньше времени и места. Лёля и Оська, цепляясь за уходящее детство, присматривают для Швамбрании развалины старого дома, где ненароком обнаруживают бывшего учителя Кирикова, варящего самогон. Подслушав мальчишечьи игры, Кириков называет свою бурду «Эликсиром «Швамбрания», навеки опошлив святое для детей слово. Лёля и Оська решают торжественно похоронить Швамбранию, пока её окончательно не испортил внешний мир, и предлагают Чубарькову и товарищам разобрать «Швамбранию» — заброшенный дом — на дрова. Приехавшая из Москвы молодая двоюродная сестра мальчиков — Донна Дина, или Диндона — помогает Лёле и Оське стать верными подданными нового государства и полноценными членами нового трудящегося общества.

Бог и Оська

... Оська был удивительным путаником. Он преждевременно научился читать и четырёх лет запоминал всё что угодно, от вывесок до медицинской энциклопедии. Всё прочитанное он запоминал, но от этого в голове его царил кавардак: непонятные и новые слова невероятно перекувыркивались. Когда Оська говорил, все покатывались со смеху. Он путал помидоры с пирамидами. Вместо «летописцы» он говорил «пистолетцы». Под выражением «сиволапый мужик» он разумел велосипедиста и говорил не сиволапый, а «велосипый мужчина». Однажды, прося маму намазать ему бутерброд, он сказал:

— Мама, намажь мне брамапутер...

— Боже мой, — сказала мама, — это какой-то вундеркинд!

Через день Оська сказал:

— Мама! А в конторе тоже есть вундеркинд: на нем стукают и печатают.

Он перепутал «вундеркинд» и «ундервуд».

Но у него были и свои верные понятия и взгляды.

Как-то мама прочла ему знаменитый нравоучительный рассказ о юноше, который поленился нагнуться за подковой и должен был потом подбирать с дороги сливы, умышленно роняемые отцом.

— Понял, в чём тут дело? — спросила мама.

— Понял, — сказал Оська. — Это про то, что нельзя из пыли ягоды немытые есть...

Всех людей Оська считал своими старыми знакомыми. Он вступал в разговоры со всеми на улице, сокрушая собеседников самыми непостижимыми вопросами.

Однажды я оставил его одного играть в Народном саду. Оська нечаянно забросил мяч в клумбу. Он попробовал достать мячик, помял цветы и, увидя дощечку «Траву не мять», испугался.

Тогда он решил обратиться к посторонней помощи.

В глубине аллеи, спиной к Оське, сидела высокая чёрная дама. Из-под соломенной шляпы ниспадали на плечи длинные кудри.

— Мой мяч упрыгнул, где «цветы не рвать», — сказал Оська в спину даме.

Дама обернулась, и Оська с ужасом заметил, что у неё была густая борода. И Оська забыл про мяч.

— Тётя! — спросил он. — Тётя, а зачем на вас борода?

— Да разве я тётя? — ласковым баском сказала дама. — Да я ж священник.

— Освещенник? — недоверчиво сказал Оська. — А юбка зачем? — И он представил себе, как неудобно, должно быть, в такой длинной юбке лазить на фонари, чтобы освещать улицы.

— Сие не юбка, — отвечал поп, — а ряса зовётся. Облачён согласно сану. Батюшка я, понял?

— Сейчас, — сказал Оська, вспоминая что-то. — Вы батюшка, а есть ещё матушка. В граммофоне есть такая музыка. Батюшки-матушки...

— Ох ты, забавник! — засмеялся поп. — Некрещёный, что ли? Отец-то твой кто? Папа?.. Ах, доктор... Так, так... Понятно... Про бога-то знаешь?

— Знаю, — отвечал Оська. — Бог — это на кухне у Аннушки висит... в углу. Христос Воскрес его фамилия...

— Бог везде, — строго и наставительно сказал священник, — дома, и в поле, и в саду — везде. Вот мы сейчас с тобой толкуем, а господь бог нас слышит... Он ежечасно с нами.

Оська посмотрел кругом, но бога не увидел. Оська решил, что поп играет с ним в какую-то новую игру.

— А бог взаправду или как будто? — спросил он.

— Ну поразмысли ты, — сказал поп. — Ну кто это всё сделал? — спросил он, указывая на цветы.

— Честное слово, правда, это не я! Так было, — испугался Оська, думая, что поп заметил помятые цветы.

— Бог всё это создал, — продолжал священник.

А Оська подумал: «Ладно, пусть думает, что бог, — мне лучше».

— И тебя самого бог произвёл, — говорил поп.

— Неправда! — сказал Оська. — Меня мама!

— А маму кто?

— Её мама, бабушка!

— А самую первую маму?

— Сама вышла, — сказал Оська, с которым мы уже читали «Первую естественную историю», — понемножку из обезьянки.

— Уф! — сказал вспотевший поп. — Безобразие, беззаконное воспитание, разврат младенчества!

И он ушёл, пыля рясой.

Оська подробно передал мне весь свой диспут с попом.

— Такой смешной весь! — вспоминал Оська. — Сам в юбке, а борода!

Семья у нас была почти безбожная. Папа говорил, что бог вряд ли есть, а мама говорила, что бог — это природа, но может наказать. Бог возник когда-то из ночных причитаний няньки, потом он вошёл в квартиру через неплотно закрытую дверь из кухни. Бог в нашем представлении состоял из лампадки, благовеста и аппетитного святого духа, который шёл от свежих куличей. А иногда он представлял какую-то далёкую и сердитую силу, которая гремела на небе и следила за тем, грешно или не грешно показывать язык маме. В книге «Моя первая священная история» была картинка: бог сидел на дыме и сотворял весь мир на первой странице. Но первая же книжка по естествознанию развеяла дым. Богу больше не на чем было сидеть...

(из автобиографической повести «Кондуит и Швамбрания», Л.А. Кассиль)

P.SПовесть «Кондуит и Швамбрания», объединившая два ранее отдельных автобиографических произведения, была впервые опубликована в 1935 году. Высоко оценённая читателями, повесть была переиздана в 1936 и 1937 годах, после чего наступил двадцатилетний перерыв. Чем он был вызван?.. Дело в том, что один из её главных героев — брат автора, Иосиф Кассиль (тот самый забавный мальчик Оська, научившийся читать в четыре года) — в январе 1938 года был расстрелян по ложному обвинению как «участник троцкистской террористической организации». В 1956 году Иосифа Абрамовича Кассиля посмертно реабилитировали.

В конце 1940-х годов, когда велась активная борьба с космополитизмом, повесть Льва Кассиля неожиданно подверглась идеологическим нападкам. В частности, одна из критических статей называлась «Это не нужно детям».

В 1957 году переработанная версия повести «Кондуит и Швамбрания» была опубликована в Москве и Петрозаводске. С тех пор книга многократно переиздавалась в этой новой версии. Сравнение версий доказывает, что из первоначального текста было вычеркнуто множество фрагментов и даже целые главы. Были, в частности, удалены все ссылки на Республику немцев Поволжья и на её немецких обитателей (город Покровск, позднее названный Энгельс, являлся столицей этой республики). В новой версии стало заметно меньше упоминаний о евреях. Наконец, были вычеркнуты или сглажены идеологически сомнительные места. Например, слова Стёпки Атлантиды: «Интеллигент!.. Хороших да плохих не бывает. Наши бывают, чужие бывают. Красные бывают, белые бывают. Пролетариат — бывает, буржуазия — бывает».

По мнению литературоведа С.Б. Борисова, большинство правок было вызвано требованиями советской цензуры, а вовсе не творческими желаниями самого автора.

Книга была впервые экранизирована в 1935 году (х\ф «Кондуит», «Украинфильм», режиссёр Борис Шелонцев). В 1981 году вышел телевизионный спектакль «Страницы Кондуита» (режиссёр Глеб Селянин; в ролях: Юрий Овсянко, Владимир Особик).

В 1977 году также вышла пластинка фирмы «Мелодия», содержавшая художественную инсценировку по мотивам повести «Швамбрания». Среди актёров, озвучивших постановку — В. Абдулов, В. Якут, М. Корабельникова, Т. Курьянова, Э. Кириллова.

В музее Льва Абрамовича Кассиля в городе Энгельсе есть экспозиция, посвящённая сказочной стране Швамбрании. Ежегодно 10 июля, в день рождения Кассиля, музей проводит пышный праздник-карнавал «Виват, Швамбрания!»

В честь земли «сладчайшего благополучия и пышного совершенства» — Швамбрании — назван астероид (2149) Швамбрания, открытый в 1977 году советским астрономом Николаем Черных в Крымской обсерватории.

На стене Новой Набережной города Саратова находится фреска «Швамбрания». А в настоящее время там ведётся масштабная разработка нового одноимённого городского парка.

Источники:

http://booksonline.com.ua/view.php?book=55384

https://ru.wikipedia.org/wiki/Кондуит_и_Швамбрания#:~:text="Кондуи́т%20и%20Швамбра́ния"%20—%20автобиографическая,Кондуит"%20и%20"Швамбрания".


Добавить комментарий